Федеральный закон от 31.12.2014 № 528-ФЗ1 (далее — Закон № 528- ФЗ), вступивший в силу с 01.07.2015, внес изменения в нормы Уголовного кодекса РФ об ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. В частности, в УК РФ появилась ст. 264.1 «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию».
На территории Советского района за 6 месяцев 2019 г. из зарегистрированных 49 преступлений 19 преступлений совершено по ст. 264.1. УК РФ, что составило 39 % от общего количества, за аналогичный период прошлого года их было 13 (33 %).
Из анализа преступлений видно, что даже при введении уголовной ответственности за указанный вид преступления, количество совершенных преступлений увеличивается.
С 24 апреля 2019 года за оставление места ДТП с жертвами водителю грозит то же наказание, как если бы у него был установлен факт опьянения. 23 апреля 2019 года Государственная дума Российской Федерации приняла закон, которым устанавливается уголовная ответственность водителя, совершившего ДТП с тяжкими последствиями и оставившего место аварии. Поправки внесены в статьи 264 и 264.1 УК РФ.
Ранее за оставление места аварии водителю грозило лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до 15 суток. Ведь не было возможности доказать, что водитель был в этот момент пьян. В результате, как подчеркивал председатель ГД Вячеслав Володин, «те, кто сбежал с места ДТП, в котором пострадали или погибли люди, несли меньшую ответственность, чем те, кто остался и сдал тест на алкоголь».
Теперь скрываться пьяному не имеет смысла. А трезвому — вообще невыгодно. Потому что это приравнивается к установлению опьянения у водителя.
Что касается ответственности по ст. 264 УК РФ, то в настоящее время рассматривается законопроект о том, что если по вине нетрезвого водителя в аварии погибли несколько человек, могут наказать как за умышленное убийство: до 15 лет лишения свободы. 14 мая Госдума приняла в первом чтении закон об ужесточении уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, приведшее к гибели или травмированию людей.
Многих интересует вопрос, а можно ли конфисковывать автомобиль на котором были совершены указанные преступления?
Судебная практика судов общей юрисдикции по указанному вопросу формируется с учетом правовой позиции Верховного Суда РФ.
Так, в обзоре судебной практики ВС РФ за третий квартал 2001 года по уголовным делам был сделан вывод о том, что орудиями преступления признаются все предметы, которые использовались преступником для достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения предмета. С учетом этого суды общей юрисдикции до последнего времени рассматривали транспортные средства, указанные в статье 264.1 УК РФ, в качестве средства совершения преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, и принимали решения о конфискации автотранспорта.
Однако, с мая 2016 года судебная практика ВС РФ изменилась. Согласно пункту 30 постановления пленума ВС РФ от 9 декабря 2008 года N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» для целей применения пункта «г» части первой статьи 104.1 УК РФ транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного статьями 264 и 264.1 УК РФ. С этого времени при решении судами общей юрисдикции вопроса о конфискации транспортных средств, указанных в статье 264.1 УК РФ, пункт «г» части первой статьи 104.1 УК РФ не применяется.
Таким образом, при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, транспортное средство, принадлежащее осужденному, не конфискуется, поэтому, как считают многие депутаты, возникают риски дальнейшего нарушения им Правил дорожного движения. Осужденные по статье 264.1 УК РФ имеют фактическую возможность вновь управлять транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности, в состоянии опьянения, что и происходит на самом деле.
В 2019 г. законодатели вновь вернулись к данному вопросу, в настоящее время в правительство РФ направлены предложения МВД России относительно законодательного закрепления возможности конфискации транспортных средств, которыми управляли водители в состоянии опьянения
Принятие проекта федерального закона будет способствовать предупреждению повторного совершения преступлений, предусмотренных статьей 264.1 УК РФ, и, как следствие, сокращению числа дорожно-транспортных происшествий в РФ.
Подготовлено заместителем прокурора Советского района М.В.Вишняковым