«Забастовка». Владельцы алтайских хозяйств отказались сдавать молоко

389
Фото: Андрей КАСПРИШИН

После того как переработчики снизили закупочную цену, владельцы небольших личных подсобных хозяйств (ЛПХ) Михайловского и Волчихинского районов отказались сдавать молоко. 20 мая «забастовка» в основном закончилась.

Всё ниже, и ниже, и ниже

«Такая ситуация сложилась во всех селах края, но так получилось, что жители этих девяти достучались до губернатора и Приемной Президента РФ. Они писали и звонили на горячую линию», – рассказал Михаил Тарасов, председатель сбытового сельхозкооператива «Фортуна» Волчихинского района.

«Некоторые все еще не сдают молоко, но таких людей единицы, – сообщил начальник сельхозуправления Михайловского района Виталий Тищенко. – Выхода у жителей просто нет. Пару раз отсепарировал молоко, а дальше? Продукт просто некуда деть, он портится, поэтому его опять и начали сдавать. Деньги все равно нужны. Сейчас сельчане боятся, что цена упадет еще ниже».

Опасения полностью обоснованны. Только «Столица молока» из Славгорода заверила, что цены не уменьшатся. Остальные молзаводы отмалчиваются, и они, видимо, планируют платить еще на несколько рублей меньше, предполагает Тищенко. По худшим прогнозам, стоимость одного сдаваемого литра упадет летом до 10 рублей.

Кооперативное – дороже

Олег Махнаков, директор маслосырзавода «Рикон» и председатель сбытового сельхозкооператива «Восход» Топчихинского района, может говорить о проблеме с двух сторон: и как переработчик, и как производитель молока.

«Сейчас надои растут. К нам в кооператив просятся владельцы ЛПХ со своим молоком. Я не могу его принять, потому что надо пристроить хотя бы то, что произвели члены кооператива. А сторонние – люди ненадежные. Сегодня, когда цена падает, к нам бегут, а зимой – к тем, кто подороже закупит», – рассказывает председатель «Восхода».

Среди членов кооператива – сельхозпредприятие «Гриф». Оно может продавать свое молоко на сторону. Зимой сырзаводы покупали его по 27,5 рубля, сейчас – по 22 рубля. «Но это 12 тонн в сутки охлажденного молока высшего сорта, – подчеркивает Олег Махнаков. – Такая партия и такого качества всегда будет востребована на рынке».

У «Фортуны» переработчики готовы сегодня брать молоко по 20 рублей. С учетом того, что кооперативу надо покрыть затраты на сбор, у ЛПХ его принимают по
16–17 рублей, а у фермеров, входящих в кооператив, по 18–18,5 рубля.

По мнению Олега Махнакова, молоко от ЛПХ всегда будет стоить дешевле, так как заготовителю надо заработать на каждом литре 3–4 рубля и сделать скидку за более низкое качество, чем у фермеров и сельхозпредприятий.

Может, резать?

«Такой низкой цены не было около 5 лет. У нас 10 голов, на корма каждые 2–3 месяца тратим в районе 40–50 тысяч рублей. Когда литр стоил 20 рублей, то нам хватало на жизнь. С сегодняшней стоимостью все деньги придется тратить на корм, и то мы сеном сами запасаемся. Дохода никакого не будет, а нам детей надо кормить, платить кредиты, – сожалеет жительница села Назаровка Олеся Корнаушенко. – Придется урезать хозяйство. Мы уже телят продали, хотя планировали оставить их себе. А дальше под нож пойдет скотина постарше, в конце концов дело дойдет и до коров».

Мы поинтересовались у Михаила Тарасова, при какой цене молока держать коров невыгодно? Он считает, что для каждой климатической зоны она своя. Допустим, в предгорье стоимость тюка сена составляет около 300 рублей, а в степи доходит до тысячи, притом что надои меньше. Соответственно, себестоимость литра молока в Ключевском районе заметно выше, чем в Краснощековском. «Летнюю цену 15 рублей за литр можно считать комфортной, а ниже людям будет тяжело. Вы поймите, мы же держим коров чтобы заработать какую-то копейку на содержание семьи», – объясняет руководитель «Фортуны».

При этом фермеры летом работают без отдыха. Заканчивают доить в 11–12 ночи, а уже в пятом часу начинают утреннюю дойку. За такую работу нужна достойная оплата.

Что говорят переработчики

Переработчики объясняют падение закупочных цен снижением реализации готовой продукции на фоне роста предложения летнего молока.

«Мы уже на 15% снизили цены для торговых сетей, – рассказал Олег Махнаков. – В ответ торговцы стали делать скидки на отдельную молочную продукцию. Если бы это был сговор переработчиков, то я бы первый об этом сказал и не отдавал бы свое молоко другим. Но его девать некуда».

Работать летом на склад тоже нет смысла, поскольку сегодня никто не сможет гарантировать сбыт сыра и масла, которые раньше в основном уходили в другие регионы.

«Если в Алтайском крае потребление сильно не упало, то в Москве, куда мы поставляли, закрылись рестораны и другие заведения общепита. Прошлым летом наш сыр хорошо продавался в Республике Алтай туристам. Сейчас продажи стоят», – замечает директор ООО «Рикон».

Где выход?

В условиях рыночной экономики регулирование государством цен – не лучший метод.

Самый оптимальный вариант – прямая поддержка животноводов, считает Олег Махнаков, приводя в пример страны Евросоюза, где спрос тоже упал, но власти заставляют фермеров снижать надои молока, компенсируя им убытки.

В России поддержка предоставляется только фермерам и сельхозпредприятиям и она весьма незначительна. Так что те, у кого небольшой объем молока, не видят смысла готовить документы на ее получение, говорит председатель кооператива «Восход».

Он уверен, что в нормальной рыночной экономике в условиях снижения спроса цены должны снижаться на всё, в том числе на бензин, запчасти. «Никто бы из сельхозпроизводителей не возмущался низкими ценами на молоко, если бы солярка упала до 20 рублей. А сейчас у наших крестьян издержки растут, а выручка падает», – констатирует Олег Махнаков.

Тем не менее государство уже многие годы предлагает владельцам ЛПХ решать эту проблему, объединившись в производственно-сбытовые сельхозкооперативы. Виталий Тищенко отмечает, что создание кооперативов сдерживается недоверием владельцев ЛПХ друг к другу. Потому что придется сливать молоко в один котел и вместе отвечать за его качество.

Но Олеся Корнаушенко с этим не согласна. Она видит проблему в том, что для создания кооперации нужно вкладывать дополнительные средства. А сейчас их взять негде.

Женщина, видимо, не знает, что государство готово поддержать начинающих членов кооперативов грантами на приобретение скота и оборудования. В прошлом в крае на программу по развитию кооперации было выделено 25 млн руб. В этом ожидается столько же. Конкурс по приему документов планируется объявить осенью. Еще 51 млн руб. потратят на агростартапы в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Прием документов на агростартапы – в июне.

Надо участвовать в подобных конкурсах, получать от государства деньги и развиваться. По-другому не получается.

Евгений Шумилов, Влад Герасимов

Источник: Алтайская правда

Предыдущая статьяСанитарные власти Алтайского края ужесточают ответственность за несоблюдение масочного режима
Следующая статьяАлтайский край получит 447 млн рублей на поддержку бюджета

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь