Наша новая параллельная реальность

732

Посмеиваясь над идеями писателей-фантастов о создании идеальной коммуникационной среды, мы и сами не заметили, как они воплотились в жизнь. Получилось объять необъятное. Сегодня, чтобы через Единый портал получить доступ к любой необходимой информации, нужно всего лишь нажать кнопку «Регистрация».

«Прекрасное далёко»

Проект «Единый портал государственных и муниципальных услуг», стартовав несколько лет назад, стал стремительно развивающимся сегментом сферы IT. О том, как успеть за ним и нам,  пользователям, рассказывает Михаил Переверзев, заместитель начальника управления связи и массовых коммуникаций Алтайского края.

– Михаил Владимирович, жизнь показала, что получать услуги в электронном виде очень удобно. Не надо стоять в очередях, чтобы записаться к врачу или подать документы на налоговый вычет…

– Необходимо только зарегистрироваться на портале госуслуг. Процесс этот прост и занимает не более 15 минут. Сейчас уже возможен доступ к порталу и с мобильного устройства (планшета, смартфона), работающего на популярных операционных системах Android и iOS. Можно, не покидая рабочего места, без бумажной волокиты сделать запрос в органы власти, записаться к специалисту, отправить документы, получить обратную связь.

– К электронной части общения с Росреестром, налоговой инспекцией или территориальной поликлиникой нареканий нет. Но в финале цепочки, когда остается лишь получить результат, вновь возникает пресловутый человеческий фактор. Очереди, проще говоря. Можно ли минимизировать в этом случае потери времени?

– Мы стараемся. Портал развивается, ориентируясь на запросы общества. Сведение бумажного документооборота к нулю и получение результата в электронном виде там, где это возможно, – вопрос времени. Учтите, что обращение в одно из ведомств автоматически генерирует запросы на предоставление сведений сразу в несколько смежных электронных сервисов. И пять лет назад мы просто не представляли себе, что со временем у каждого из них появятся несвойственные на первый взгляд функции. Воспитательная, например, как у базы ГИБДД. Она предусматривает скидки для автомобилистов, которые своевременно гасят штрафы. Согласитесь, заплатить половину досрочно проще. Так формируется гражданское самосознание.

Эволюция

– Возможность получить информацию об оказываемых государственных и муниципальных услугах в крае появилась в конце 2007 года. По сути, региональный портал, часть федерального, стал массово доступным при вашем участии. Ведете ли статистику востребованности услуг?

– Минкомсвязи России проводит такой мониторинг. Ориентируясь на эти данные, услуги, нужные людям, добавляются в электронный перевод, ненужные удаляются из системы. Так и пользователям проще, и системе. В 2015 году было обработано более 100 тысяч запросов, и с каждым годом их становится все больше. Это нормальный процесс. Эволюция.

– Какие услуги наиболее востребованы?

– Постановка на учет и зачисление детей в детские сады, назначение и выплата социальных субсидий и пособий социально незащищенным жителям Алтайского края, прием заявлений в ЗАГС,  оформление документов автовладельцев. И электронный дневник, конечно. Информирование родителей об успеваемости ребенка. Страничку тут уже не вырвешь, о двойке мама и папа узнают сразу же.

– Нередко молодые родители, поставив ребенка в электронную очередь на место в детском саду, получают неприятные сюрпризы. Система может автоматически переставить их в конец, продвинув вперед детей-льготников. Разъясните суть этих настроек.

– В настоящее время в крае действуют АИС «Сетевой край. Образование», в которой школы ведут электронный журнал, и «Е-услуги. Образование», функционирующая как электронная очередь в детские сады. Реализуется один из крупнейших проектов информатизации этой отрасли – создание автоматизированной информационной межведомственной системы учета контингента ГИС «Контингент». В августе 2016 года она запущена в пилотном режиме, и предполагается, что в эксплуатацию будет введена уже в декабре. Региональный сегмент «Контингент» создается для объединения актуальных, полных и непротиворечивых данных об обучающихся региона и обмена этими данными с федеральным. Возможности системы упрощают мониторинг в сфере образования, избавляют образовательные учреждения от необходимости сдавать бумажную отчетность, а органы управления смогут в режиме реального времени контролировать и анализировать их работу.

Система прозрачна, содержит ссылки на законодательные нормы. В «Личном кабинете» родители малыша смогут увидеть изменение статуса, получить иную дополнительную информацию. Недостатки обособленного ведомственного сервиса исчезают, когда он становится органичной частью Единого портала.

«Электронные тимуровцы»

– После введения СНИЛС мы иронизировали, мол, «нас посчитали». В идеале при такой системе не нужно каждый раз по новой собирать документы, когда обращаешься к разным регистрам. Достаточно вбить свой идентификационный номер в строку запроса. На практике, увы, не все так просто. Почему?

– Скорость развития Единого портала зависит во многом от технических и финансовых возможностей региона. С 2015 года
сокращаются мировой, российский и региональный IT-рынки. Ситуация сейчас не самая простая, по всей стране замедлились темпы реализации информационных проектов. Это с одной стороны. А с другой – в крае созданы хорошие предпосылки для развития этой отрасли. Новые программные продукты внедряются в основном за счет краевого бюджета. Система работает сейчас в том виде, в каком она отвечает интересам граждан и задачам, которые ставит общество. И выполняет главную – включенность региона в мировое информационное пространство. Доступ к нему есть у каждого пользователя, в какой бы географической точке он ни находился.

– Старшему поколению сложно осваивать гаджеты, не каждый может пойти на курсы компьютерной грамотности, которые организуют сегодня для пожилых многие ведомства. Почему бы «электронным тимуровцам» не навещать пенсионеров?

– Это вполне реально, и на прошедшем недавно форуме «Электронная неделя на Алтае» эти идеи высказывались. Наш край – один из немногих в СФО, кто сохранил подобные площадки обмена мнениями разработчиков,  бизнес-сообщества, органов власти. Дело – за добровольцами, студентами, волонтерами. Мы готовы сотрудничать со школами и вузами. Плюс в селах и городах края растет количество образовательных центров, в которых наши папы и мамы, бабушки и дедушки, не стесняясь, могут пройти компьютерный ликбез. Процесс не остановить, ему можно только помогать.

Справка
Получение государственных и муниципальных услуг в электронном виде позволяет повысить их качество и доступность, сократить бюрократические проволочки и затраты времени, устранить коррупционные риски и административные барьеры. Для авторизации вам потребуется лишь выход в Интернет, паспорт, СНИЛС, номер мобильного телефона либо адрес электронной почты. Полный перечень услуг приведен на сайте краевого государственного учреждения «Оператор электронного правительства Алтайского края» oepak22.ru/euslugi/ и соответствующих ведомств. Регистрация на Едином портале – по адресу: gosuslugi.ru. Получить код активации или восстановления доступа в случае утери пароля можно по электронной почте либо в ближайшем центре обслуживания. Перечень, местонахождение и график их работы также указаны на Едином портале.

Источник Алтайская правда

Предыдущая статьяКадастровая палата Алтайского края провела региональный семинар по вопросам ведения государственного кадастра недвижимости
Следующая статьяВажно ли, быть пристегнутым ремнем безопасности

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь