В Алтайском крае с начала 2019 года в темное время суток произошло 99 дорожно-транспортных происшествий, в которых 17 человек погибли и 86 получили ранения, из них 9 несовершеннолетних. Несмотря на то, что пунктом 4.1. Правил дорожного движения Российской Федерации предписывается: «При переходе дороги и движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется, а при движении вне населенных пунктов пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств», пешеходы пренебрегают этим важным правилом, даже невзирая на предусмотренную частью 1 статьи 12.29 КоАП РФ административную ответственность за отсутствие световозвращающих элементов в предусмотренных Правилами дорожного движения случаях (предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей), а также официальную статистику и факты, свидетельствующие, что в большинстве случаев пострадавшие в темное время суток пешеходы были одеты в темную одежду без световозвращателей, что не позволяло водителю своевременно заметить человека на дороге и принять меры для избежания трагедии.
Так, 10 марта 2019 года в 01 час 50 минут в городе Барнауле, водитель, управляя грузовым автомобилем «МАЗ-6312», допустил наезд на мужчину, переходившего проезжую часть в неустановленном месте. От полученных травм пешеход скончался на месте происшествия до приезда скорой помощи. Пешеход был одет в одежду темных тонов, без световозвращающих элементов. Аналогичное дорожно-транспортное происшествие произошло 1 апреля текущего года в Тальменском районе, водитель, управляя транспортным средством «ДАФ», в пути следования допустил наезд на женщину, которая внезапно вышла на проезжую часть. В результате от полученных травм пешеход скончалась на месте происшествия. В момент ДТП на одежде пешехода также отсутствовали световозвращающие элементы. На безопасность пешеходов влияет множество факторов: наличие тротуаров, пешеходных дорожек и ограждений, оборудование пешеходных переходов, освещенность улиц, но главной причиной остается человеческий фактор — недисциплинированность и отсутствие взаимного уважения у участников дорожного движения. 5 Нередки случаи неправильного выбора водителями скоростного режима, нарушения правил проезда пешеходных переходов, а также управление транспортным средством в состоянии опьянения, в больном и утомленном состоянии. Пешеходы также не отличаются высоким уровнем правосознания и правовой культуры: переходят проезжую часть, не убедившись в своей безопасности, часто в неположенном месте, перед близко идущим транспортом, не осознавая, что это может иметь трагические последствия. Поведение взрослых копируют дети, повторяя их ошибки и допуская нарушения правил дорожного движения. Несмотря на проводимую Г осавтоинспекцией профилактическую работу, поток информации через ресурсы теле- и радиовещания, печатные издания и сеть Интернет, уровень правосознания и культуры отдельных водителей и пешеходов оставляет желать лучшего.
За 3 месяца текущего года по причине нарушения правил проезда пешеходных переходов водителями произошло 81 дорожно-транспортное происшествие, по собственной неосторожности самих пешеходов — 84 ДТП, из которых 27 произошло в темное время суток, при этом на одежде пострадавших отсутствовали световозвращающие элементы. Цель этой статьи — донести до участников дорожного движения простую мысль, что дорога не прощает халатности ни водителям, ни пешеходам. Главное условие безопасности — строгое соблюдение единых для всех Правил дорожного движения. Бесспорно, пешеход менее защищен на дороге перед средством повышенной опасности — автомобилем. Поэтому каждый разумный человек обязан заботиться о своей безопасности и избегать риска для жизни. На сегодняшний день световозвращатель на одежде — реальный способ уберечь себя от травмы на неосвещенной дороге, поскольку принцип действия его основан на том, что свет, попадая на ребристую поверхность из специального материала, концентрируется и отображается в виде узкого излучения. Когда фары автомобиля выхватывают пусть даже маленький световозвращатель, водитель издалека видит яркую световую точку. Поэтому шансы, что пешеход будет замечен, увеличиваются во много раз. Исследования в России показали, что без световозвращателей при ближнем свете фар, водитель может увидеть человека только с расстояния в 25-50 метров (при скорости 90 км/ч автомобиль преодолевает расстояние 25 метров за 1 секунду), а при их наличии — до 150 метров. Если же водитель будет использовать дальний свет фар, то расстояние увеличивается до 400 метров, что позволит водителю не просто избежать дорожно-транспортного происшествия, но и не создать аварийной ситуации, снизив скорость заблаговременно. Носить световозвращающие элементы, необходимо не только передвигаясь по дорогам вне населенных пунктов, но и в их черте, так как подавляющее большинство пешеходов попадают в дорожно-транспортные происшествия именно в городах и селах, на дорогах с интенсивным движением. Однако многие граждане до сих пор не спешат приобретать и использовать световозвращатели, хотя их присутствие на одежде и аксессуарах может значи 6 тельно снизить травматизм на дорогах. Особенно непонятна халатность родителей, которые не желают заботиться о безопасности своих детей, лишая их возможности быть заметными на дороге для водителей.
Госавтоинспекция Алтайского края еще раз обращается к пешим участникам дорожного движения с настоятельной рекомендацией использования одежды со световозвращающими элементами, либо покрытых отражающим свет материалом брелоков, браслетов, значков, наклеек и шевронов. Размещать световозвращающие элементы на одежде необходимо на высоте от 80 см до одного метра от поверхности проезжей части. Кроме этого световозвращатели можно крепить не только на одежду, но и обувь, шапки, рюкзаки, сумки, папки, коляски, велосипеды, самокаты, ролики, санки, шлемы и даже на специальную защитную амуницию. Лучше использовать одновременно несколько предметов со световозвращающими элементами и размещать на запястьях, голенях и талии. Световозвращающие элементы должны обеспечивать видимость человека со всех сторон, чтобы участник дорожного движения был виден водителями встречного и попутного направлений движения, а также боковой проекции при переходе дороги. Одна из главных задач в сфере обеспечения безопасности дорожного движения состоит в том, чтобы все участники дорожного движения были взаимовежливы, соблюдали правила дорожного движения, в том числе использовали световозвращатели для обеспечения своей заметности на дороге, тем самым, сохраняя свою жизнь и здоровье. Использование световозвращающих элементов пешеходами — залог защиты себя и своих детей от трагических последствий!