Несмотря на рост рентабельности и объемов картофелеводства и овощеводства в России, который отмечается в последнее время, рынок нематицидов, столь необходимых в этом сегменте растениеводства, развит слабо.
Немного предыстории
Нематициды — это специализированные пестициды для контроля фитопаразитических нематод. Проблема эта всегда была актуальна в нашей стране. Изучением вредителя и разработками нематицидов занималось большое количество советских ученых. Так почему же позже этот рынок пришел в упадок, а предпосылки для его восстановления появились лишь недавно? Дело в том, что последние несколько десятилетий этому вопросу не уделялось должного внимания, в первую очередь в связи с экономической составляющей. С одной стороны, нематицидные обработки до 10 раз дороже гербицидных, поэтому они применяются преимущественно на высокопрофитабельных культурах, таких как сахарная свекла, картофель и другие овощи. И то к ним стали прибегать, только когда появились более дорогие и продуктивные сорта овощных культур. С другой стороны, препараты первого поколения, фумиганты, разработанные в 60–70-е гг. прошлого столетия, были признаны неэффективными и недружественными к окружающей среде.
В поисках альтернативы
Стоит отметить, что в отсутствие рынка нематицидов российские фермеры учились справляться с нематодой всевозможными агротехническими приемами. Однако большинство из них уже не могут отвечать требованиям времени. Одной из наиболее действенных и часто применяемых мер был и остается перенос площадей на незараженные участки. С одной стороны, этот метод почти стопроцентная гарантия спасения урожая, с другой — вечный поиск новых пригодных площадей и культур, которые можно сеять на забракованных землях.
Соблюдение севооборота — разумное решение, но, оказывается, далеко не все хозяйства могут себе его позволить. Например, если говорить о картофеле, то оптимальным является период 4–5 лет отсутствия культуры на поле, где появился вредитель. Чтобы соблюдать это правило, картофель не должен превышать 25% в севообороте. Если картофельный бизнес является для сельхозпроизводителя основным, то из экономических соображений он вынужден возвращаться на это поле чаще, давая возможность нематодам размножаться и накапливаться в почве.
Высаживание культур-приманок с целью уничтожения активных нематод — действенный метод, однако с точки зрения капиталовложений обходится дороже, чем тот же пар.
Селекционный метод хорош с одним большим «но»: эффективная селекционная борьба может вестись только по отношению к вредителю, тесно связанному с картофелем (например, золотистой нематоде), но в отношении нематод-полифагоф будет малополезен.
Неоднозначны и биопрепараты: из-за меньшей действенности и необходимости многократного внесения вряд ли их можно назвать экономически предпочтительной альтернативой. Вот и получается, что в условиях текущих требований к интенсификации сельхозпроизводства отрасли понадобилось альтернативное решение, которое не только обладало бы высокой эффективностью в отношении нематод, но и позволяло с экономической точки зрения массово внедрять его в овощеводство.
В полку прибыло
Арсенал средств защиты от нематод пополнился в 2018 году препаратом «Видат™ 5 Г» от Corteva Agriscience Пестицид относится ко второму поколению нематицидов: это медленно растворяющиеся гранулы, которые вносятся в почву и действуют только в ней. Это свойство делает препарат не только экологичнее, но и экономичнее: возможность внесения его в рядки позволяет снизить расходы в 3–4 раза. Кроме того, гранулированная форма препятствует вымыванию препарата и гарантирует его постепенное растворение в течение более чем 30 дней. Впитываясь растением, он сохраняется в нем до выхода нематод в активную фазу. Еще 30 дней действующее вещество сохраняется в растении, обеспечивая тем самым более продолжительную защиту. Применение препарата не влияет на биологическую урожайность картофеля, однако позволяет снизить количество пораженных клубней. При этом хозяйственная эффективность его применения в зависимости от дозы внесения составляет от 91,3 до 96,5%. Практика также показала, что одновременное внесение с препаратом карбамида и фосфорно-калийных удобрений, которые имеют токсическое действие на нематод, оздоравливающие воздействует на культуру за счет мощного синергетического эффекта. Подводя итог, предлагаем вдуматься в следующие цифры: 2 млн га достигает площадь распространения золотистой нематоды в России, что сопоставимо с площадями возделывания картофеля у нас в стране; до 100% территории европейской части России, где в основном выращиваются корнеплоды, заражено галловыми или стеблевыми нематодами. Становится очевидно, что пользоваться морально устаревшими способами борьбы с вредителем более не представляется возможным ни с фитосанитарной, ни с экономической точки зрения.
Дополнительную информацию Вы можете получить по адресу: г. Барнаул, ул. Пролетарская, 65, тел. 8(3852) 66-83-27; г. Славгород, ул. Пушкина, 36, тел. 8(38568) 5-37-22.
Старший государственный инспектор отдела карантинного фитосанитарного надзора
Управления Россельхознадзора по АК и РА А.А. Найверт