Рассказ о путешествии по Горному Алтаю Надежды Сапроновой из Советского района

Вижу внутренним взором.

Мы едем домой.

30 августа 2020 года

До осени остался один глоток летнего дня. Ожидание поездки подошло к концу – утром мы «рванём» в горы!

Путешествие в большой компании помогает при последующих встречах пополнить палитру собственных воспоминаний. Из этого, насыщенного впечатлениями дня, каждый запомнит что-то своё. Мне ещё только предстоит разложить по полочкам памяти всё, что я услышу, почувствую и увижу в это воскресенье.

Дождь, который до этого несколько дней поливал иссохшуюся землю, закончился. На небе ни облачка. Под яркими лучами восходящего солнца роса на траве вспыхивает бриллиантами. Наверное, предвкушение сказочного путешествия по неизведанным местам Горного Алтая позволило увидеть и запомнить это сверкание, на которое в иной раз не обратишь внимания. Но не сегодня, сегодня волшебный день – мы едем в горы!

Добраться туда от нас можно разными дорогами. Наши водители выбрали путь через Бирюксинский  перевал, что расположен в отрогах Семинского хребта, на дороге от села Алтайское до села Ая. С его вершины открывается изумительный вид на предгорья, на Коршуновские пруды, названные так в честь Героя Советского Союза Павла Кузьмича Коршунова, первого основателя прудных хозяйств в Алтайском районе, которые снабжали рыбой разных пород не только близлежащие, но и отдалённые местности нашего края. Правда, узнала я об этом позже, из Интернета. Но чем хороши такие поездки, так это тем, что по возвращении домой хочется узнать об увиденном как можно больше.

Притормозив на высшей точке перевала на несколько минут, чтобы кинуть окрест восхищённые взгляды, мы едем дальше. Путь наш лежит в «Бирюзовую Катунь», а точнее, в Парк-Отель «Подгорица», расположенный на его территории. В начале сентября 2018 года там проходил первый Международный фестиваль деревянной скульптуры «Алтай. Притяжение». Выполненные композиции после подведения итогов остались «жить» в этом месте, украшая его и придавая ему особое очарование и колорит.

Мы бродили по тропинкам парка, как зачарованные, вдыхая вкусный утренний воздух, насыщенный ароматом сосен, осматривая фигуры, греясь на щедром, пока ещё летнем, солнышке. Детям особенно приглянулись качели и горки. Естественно, не обошлось и без фотосессии!

Перейдя через дорогу, мы отправились к Катуни, где установлен памятник Николаю Константиновичу Рериху – художнику, исследователю, философу с мировым именем, который любил и воспевал Алтай, называя его центром и сердцем Азии.

Место это примечательно ещё тем, что на каменном утёсе находится смотровая площадка, стоя на которой можно обозреть широкую, мощную Катунь; подышать свежим речным воздухом, зовущим к странствиям; от души восхититься открывающейся панорамой; порадоваться тому, что эти красивейшие места находятся от нас так близко!

После прогулки проснулся зверский голод. Притулившись, как стая перелётных птиц, на поваленной сосне, расставив снедь на импровизированном столике из широкого пня и разложив её на скатерти, постеленной на траву, мы напоминали «Охотников на привале» с картины Василия Григорьевича Перова, хоть и охота наша совсем иного рода.

На обратном пути мы проехали мимо Тавдинских пещер, но не остановились, не желая толпиться в многолюдной очереди и терять время, которое было отведено на посещение высокогорной пасеки «Мёдом в ухо». Нам там очень понравилось!

Мирно жужжащие пчёлки, от которых пришлось спрятать голову под специальной шляпой пчеловода, экскурсия по пасеке, сон на пчёлах, бирюзовое небо с ласковым солнышком, пруд со стоящей у самой поверхности воды рыбой, а водится здесь и карп, и карась, и толстолобик, вкусная медовуха, которой нас угостили в местном пчеловодческом магазине – думаю, многих это привело бы, как и нас, в какое-то благостное настроение, с которым мы и отправились дальше, по правому берегу Катуни через Чемал в сторону Ороктойского моста.

Четвёртый год в поездках по Горному Алтаю я наслаждаюсь его видами, и каждый новый маршрут заставляет моё сердце биться быстрее от того неопределимого чувства восторга и полёта, которое возникает от соприкосновения моей души с душою гор.

И в этот раз я не обманулась в своих ожиданиях: реальность превзошла всё увиденное до этого не один раз на фотографиях!

С Ороктойского моста, к которому оставшиеся километров двадцать мы добирались по не очень хорошей гравийной дороге среди сказочных, а порой и просто нереальных пейзажей, открылся вид на Катунь, бурлящую, как в котле, текущую среди застывшей магмы по глубокому, местами до семидесяти метров, черному узкому каньону с морщинистыми берегами.

Ниже по течению каменные скалы, которые смяты в гармошку невиданной силой, амфитеатром закрывают долину, и кажется, что дороги назад нет. Выше по течению, справа за мостом в горах располагается труднопроходимый Ороктойский перевал, а слева тёмные вершины похожи на хребет какого-то огромного каменного животного.

Когда-то, миллионы лет назад, здесь при извержении выплёскивал свою лаву древнейший вулкан, один из многих в вулканической цепи, протянувшейся в те далёкие-предалёкие времена от Бийска до Чемала. Об этом я тоже узнала из Интернета, желая выяснить, как же возникла эта дикая необузданная красота!

Налюбовавшись вдоволь, сфотографировав всё, что можно, плотно пообедав, мы двинулись в сторону дома. Солнце неспешно отпускалось к горным пикам, а нам ещё хотелось попасть на смотровую площадку в урочище Че-Чкыш, откуда, как уверяли нас уже побывавшие в том месте участники поездки, открывается потрясающий вид на долину Катуни. Там же находится водопад, наскальные рисунки и скалодром, на котором проходят соревнования по скалолазанию.

Жаль, что не все смогли подняться к этому месту. Что ж, в следующий раз, со свежими силами, взберёмся обязательно!

Экскурсионный день, насыщенный разнообразными впечатлениями, подошёл к концу. Устали все, особенно водители, «отмахавшие» много километров за день.

И вот мы возвращаемся домой. Рядом, в детском кресле, мирно посапывает внучка, а в голове, под шелест шин и мерцание фар встречных автомобилей, возникают мысли о скоротечности и малости человеческой жизни на фоне вечности каменных громад гор.

И хотя мы малы и недолговечны, всё же мы, люди, – часть этого мира, часть Природы. И не худшая, как сейчас принято уничижительно ругать себя, но и не лучшая. Мы просто участники этого волшебного действа, под названием «Жизнь». У которого всегда один земной конец, но путь к нему у каждого из живущих на Земле – разный: либо со страхом и ненавистью, либо со светом, любовью и радостью в душе. А право выбора, как основной закон Мироздания, всегда остаётся за нами.

Горы – ждите нас! И мы с нетерпением будем ждать следующей встречи с вами! До скорого!

P.S.

Я спустилась с гор – звучит фривольно.

Я вернулась с гор – они мне в кайф.

Там – душа моя, там дышится привольно.

А Высоцкий – гениально прав!

Лучше гор быть могут только горы,

Неба синь и полноводье рек!

Там, в горах, приходит пониманье,

Что един с природой человек.

За каким мы лезем в эти горы?

Посмотреть? Полазить? Подышать?

Нет. Мы обрести хотим свободу!

Нет. Себя желаем отыскать!

Бросив все дела, мы едем в сказку.

Сев в машину, мчимся в горный край.

Ищем Шамбалу и Беловодье,

Силы жить, любить родной Алтай.

Надежда САПРОНОВА, с. Советское, август 2020 года

Предыдущая статьяДекада подписки — 2020 на газету «Районные вести»
Следующая статьяСпортсмены Советского района с фестиваля единоборств вернулись с наградами

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь