Киберпреступлений в России становится все меньше – но сами злоумышленники придумывают все более изощренные формы обмана.
Так, в Алтайском крае количество правонарушений с использованием телеком-технологий снизилось почти на 9% – по сравнению с прошлым годом. Об этом сообщают в пресс-службе МВД РФ по Алтайскому краю.
«За 8 месяцев прошлого года было зарегистрировано 7187 таких нарушений, а за тот же период текущего года – уже 6549. В том числе, на 40% стало меньше краж с банковских счетов, на 6% – дистанционных (телефонных и прочих) мошенничеств» – отметили в пресс-службе ведомства.
Подобные результаты стабильно наблюдаются и в целом по стране. По словам Татьяны Щукиной, ведущего научного сотрудника Института государства и права РАН, залог успеха – в слаженной работе целого ряда ведомств.
«Создание четкой установки со стороны правоохранительных органов, Роскомнадзора, – сказала Татьяна Щукина, – банковских учреждений и иных публичных организаций по вопросам финансовой, а также публичной безопасности – залог поэтапного устойчивого снижения показателей преступности».
Тем не менее, жителей Алтайского края продолжают «атаковать» кибер-злоумышленники. Специалисты «Билайна» собрали самые популярные виды телефонного мошенничества – и предложили свои рекомендации, как избежать неприятностей.
Звонок с «просьбой» о помощи
Что происходит: поступает звонок с незнакомого номера, мошенник представляется родственником или другом. Взволнованным голосом он сообщает, что задержан сотрудниками полиции, его обвиняют в серьезном преступлении – чаще всего ДТП. Затем к разговору подключается сотрудник органов, который готов помочь с решением проблемы, и – называет сумму.
Эксперты по безопасности советуют успокоиться и прервать разговор. Главное, уяснить: если незнакомец звонит и предлагает привезти деньги – это в 100% случаев обманщик. Если переживания за близкого не дают вам просто закончить разговор – уточните у собеседника любую информацию, которую знают лишь близкие, например – как вы выглядите. Если говорящий представляется сотрудником правоохранительных органов, стоит уточнить отделение и перезвонить по 102, 112.
SMS о помощи
С неизвестного номера приходит смс с просьбой о помощи, например: «У меня большие проблемы, скинь 500 рублей на этот номер». Для убедительности может быть добавлено «мам», «пап». Перезвонив по номеру телефона, абонент попадет на линию удержания, а после отключения с его счета автоматически будет списана сумма. Существуют сервисы с платным звонком, мошенники регистрируют такой сервис и распространяют номер без предупреждения о снятии платы за звонок.
Как действовать: всегда помнить о том, что реагировать на смс с незнакомых номеров – категорически нельзя.
Победа в лотерее
Что происходит: поступает звонок от якобы ведущего радиостанции или информационного сайта, он поздравляет абонента с победой в лотерее, организованной совместно с мобильным оператором. Звонок переводят на «призовой отдел», где человека просят предоставить данные своей банковской карты и заплатить налог на доход физических лиц. Итог: абонент теряет деньги.
Правило простое: данные карт не следует сообщать никому.
Код от оператора
Что происходит: абоненту поступает звонок или приходит сообщение от оператора мобильной связи с предложением подключить новую выгодную услугу, поменять тариф и пр. Абонента просят под диктовку набрать некий код или слово – обещая, что услуга будет подключена автоматически. В реальности же со счета спишется некая сумма, ведь код – это комбинация для мобильного перевода.
Как поступать: для смены тарифа специалисты советуют использовать официальный сайт оператора или специальное приложение. Любая «упрощённая» процедура должна вызывать подозрение.
Важно помнить, что новые схемы телефонного и интернет-мошенничества появляются регулярно, и к любым просьбам незнакомых людей нужно относиться с осторожностью.
Источник: Алтайская правда